Главная » Статьи » Психология |
![]()
Экстремизм – острая проблема современности. Актуальность данной темы обусловлено не только остротой и конфликтогенностью проявлений экстремизма, но, главным образом, ролью этого фактора в развитии современного общества. Обострение экстремистской активности молодежи связано с определенным этапом развития общества. В многообразии причин его обострения выделяют как общие, обусловленные социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования социальных групп. Свои особенности экстремизм имеет в молодежной среде. Они вытекают из сущности молодежи как социальной группы и определяются переходным характером становления ее субъективности. В современной психологической литературе вопросы молодежного экстремизма систематически не рассматривались. В настоящее время экстремизм приобрел массовое явление. Для группы как для массового явления характерны свойства, которые лежат в основе различных видов экстремистских движений: политического, националистического, религиозного, экологического, антиглобалистского, морального, подростково-молодежного. На государственном уровне проблема борьбы с экстремизмом выходит на первый план. Виды профилактических мер по борьбе с экстремизмом Антиэкстремистские профилактические мероприятия делятся на два типа: Первичная профилактика – работа по предотвращению притока (рекрутирования) новых членов в экстремистские формирования. Иммунизация подростков в отношении экстремизма. Привитие антифашистских воззрений. На первичной профилактике сосредоточена деятельность гражданских организаций. Вторичная профилактика – профилактическая работа с участниками экстремистских формирований. Она осуществляется государственными силовыми структурами и иными специализированными государственными органами (в том числе и контрпропагандистской направленности). Возможности социальных работников и работников образовательной сферы в области вторичной профилактики крайне ограничены. Например, подростки-ксенофобы обычно не обращают внимания на мнение тех, кого они считают физически слабее себя. Здесь наиболее эффективны жесткие беседы «милицейского» плана, которые воспитатели далеко не всегда могут провести. Призывы «одуматься» обычно неэффективны. Примером вторичной профилактики служит: включенная работа в среде неофашистских формирований для срыва экстремистских акций, развала или ослабления организации, создания двоевластия, альтернативных течений, пацифистских ответвлений экстремистской идеологии и т.п. Вытеснение в экстремистском формировании агрессивного лидера с заменой на менее агрессивного. Социальная коррекция морально-этических норм и поведения участников движения с использованием фактора влияния информационных кампаний на субкультуру и морально-этические нормы движения. Примером для осуществления первичной профилактики формирования склонности молодежи к экстремистскому поведению и терроризму, как его крайней форме, является создание такой технологии психолого-педагогической работы со школьниками, которая позволит эффективно решать задачи формирования эго-идентичности (в частности, на основе национального самосознания), развития толерантности, выработки навыков конструктивного поведения в ситуациях конфликта. Педагогическая работа в формирование толерантности Умеренную эффективность в профилактике экстремизма дают уроки толерантности – ознакомление учащихся с многообразием различных культур. Здесь, однако, стоит учитывать, что подобные уроки могут быть эффективны только при достаточно высокой общей культуре подростка. Среди основных принципов формирования толерантности выделяют следующие: принцип субъектности - опора на активность учащегося, инициативность, стимулирование его самовоспитания; принцип адекватности - соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс; принцип индивидуализации - учет индивидуальных особенностей и уровня сформированности толерантности у обучающегося; принцип рефлексивной позиции - ориентация на формирование у молодежи осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках; принцип создания толерантной среды - формирование в образовательном заведении гуманистических отношений; воспитание у учащихся и преподавателей чувства взаимной ответственности. Педагогический эффект будет зависеть от того в полной ли мере будет реализован принцип системности и последовательности в воспитании. Необходимы не отдельные средства, а система средств, разработанная сообразно целям воспитательной работы. В этом и заключается суть педагогического мастерства. Метод беседы как один из приемов в работе психолога Рассмотрим работу психологов по предотвращению экстремизма. Одним из важных методов является беседа или иначе называется контрпропаганда. Контрпропаганда – это, прежде всего, длительные беседы с подростком. К подобным мероприятиям относятся: профилактические, мотивирующие беседы, обработка и анализ информации о социальном окружении и индивидуально-психологических особенностях подростка. В беседе необходимо наличие четкого плана и, при этом, гибкости в тактической части – выбор интонаций, стиля общения, и т.д. Главное, чтобы подросток видел в исследователе потенциального союзника. К профилактическим беседам относятся мотивирующие беседы, направленные на изменение ценностных ориентаций и коррекцию поведения, беседы контрпропагандистской направленности для участников агрессивных НМО (неформальных молодежных объединений). Полезным бывает также проведение работы с родителями, которые после подобных контрпропагандистских мероприятий не захотели бы видеть своих детей в рядах экстремистов. По этой причине родители могут впоследствии начать проводить собственные воспитательные действия для тех же целей. Однако здесь встречаются свои трудности на пути превращения науки в ремесло. Во-первых, работа психолога в политике никак не может быть массовой. Во-вторых, предполагается, что психолог должен иметь возможность провести нужные замеры, обработать и обсудить результат, т.е. располагать необходимым временем . Не стоит рассматривать тот или иной способ противодействия и профилактики экстремизма более или менее эффективным. Именно комплексное участие всех служб в борьбе с рассматриваемым явлением позволяет добиваться необходимого результата для нашей страны: снизить уровень противоправного поведения подростков, но и повысить морально-нравственную атмосферу в районе, городе. Федотова Оксана Олеговна, аспирантка ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Используемые источники: 1. Галицкий В. Угроза территориальной целостности России / В. Галицкий // Обозреватель, №12, 2005. 2. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга. Теория, практика, методы профилактики экстремизма./ под ред. А.А.Козлова, В.А.Канаяна, СПб, 2008. 3. Фридинский, С.Н. Противодействие экстремистской деятельности / С.Н. Фридинский // Законность. 2011. № 7. 4. Хомяков М.Б. Толерантность и современная цивилизация // Толерантность. Под общ. ред. М. Б. Хомякова, С. М. Хаммела. Екатеринбург. Изд-во Урал. ун-та, 2000. 5. Морозов, В. Предупреждение экстремизма в подростковой среде средствами воспитательной педагогики А. С. Макаренко / В. Морозов // Социальная педагогика, 2005, № 4.
| |
Просмотров: 726 | |
Всего комментариев: 0 | |