Главная » Статьи » Психология |
![]() Среди исследователей человеческой мотивации американский психолог Дэвид Макклелланд занимает одно из самых ярких и значительных мест. Более чем за полвека научной деятельности ученый уделил внимание широкому кругу проблем, но в истории науки остался, прежде всего, как яркий исследователь мотивации, в частности – мотивации достижения. В 40-е гг. Макклелланд с группой коллег использовал тогдашнюю методическую новинку - ТАТ - с целью изучения человеческих побуждений. Результаты этих исследований привели его к выводу: среди основных мотивов, которые люди усваивают в ходе жизненного опыта, можно выделить три группы мотивов первостепенной важности. Это мотивация достижения (стремление добиться наилучшего решения сложных проблем), мотивация аффилиации (потребность налаживать хорошие отношения с окружающими) и мотивация власти (стремление влиять на поведение других). В каждом конкретном случае тот или иной мотив может быть более или менее выражен, и каждый человек отличается их своеобразным сочетанием. Но существуют оптимальные сочетания для той или иной деятельности, причем высокая мотивация достижения в большинстве случаев представляется весьма желательной, даже необходимой. А белка лучше Идеи Макклелланда революционизировали практику отбора во многих отраслях, прежде всего - профотбора. Исходя из представлений Макклелланда, наиболее рационально - подбирать людей для соответствующей деятельности исходя из их мотивации и личностных характеристик, поскольку в случае необходимости нужным умениям их не так уж сложно обучить. Как образно выразился британский коллега Макклелланда Крис Дайсон: «Даже индюка можно научить лазить по деревьям, но лучше все-таки для этих целей нанять белку». Знание основных потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента. Кроме того, зная ведущие потребности сотрудников и используя соответствующие стимулы, руководитель может повысить субъектно-деятельностную мотивацию. Определить ведущие потребности-мотиваторы личности вам поможет небольшой тест.
Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности Инструкция к тесту: Вам предлагается 15 утверждений. Выразите свое согласие или несогласие по пятибалльной системе.
1. Я прилагаю все усилия для того, чтобы улучшить показатели своей работы (учебы) по сравнению с тем, что было раньше. 2. Я получаю удовольствие от того, что мне приходится соревноваться с кем-либо, особенно если я при этом выигрываю. 3. Я часто замечаю, что разговариваю со своими коллегами по работе на «нерабочие» темы. 4. Мне нравится выполнять непростую работу. 5. Мне нравится брать на себя ответственность. 6. Мне нравится, когда окружающие хорошо ко мне относятся. 7. Я хочу знать, насколько хорошо я выполнил то или иное задание в действительности. 8. Я конфликтую с людьми, которые совершают неприятные для меня поступки. 9. У меня хорошие отношения с коллегами по работе. 10. Мне нравится ставить перед собой реальные задачи и выполнять их. 11. Мне нравится иметь влияние на других людей и использовать это преимущество в своих целях. 12. Мне нравится принадлежать к каким-либо группам или входить в состав тех или иных организаций. 13. Я получаю удовлетворение от выполнения сложных заданий. 14. Я часто работаю над тем, чтобы контролировать происходящее вокруг меня. 15. Мне больше нравится работать в группе, чем в одиночку.
Обработка и интерпретация результатов теста: Для того чтобы определить доминирующие потребности, заполните таблицу. Необходимо поставить то количество баллов, которое соответствует вашему ответу на каждый вопрос.
В сумме в каждой колонке должно получиться от 5 до 25 баллов. Та колонка, в которой сумма баллов будет наиболее высокой, и определит вашу доминирующую потребность – мотивационную доминанту личностной активности. Об уровне выраженности каждой из трех шкал свидетельствуют следующие показатели: • 19 и более – высокий; • 8-18 – средний; • 7 и менее – низкий.
Используемые источники: 1. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб.: Питер, 2007. – (Серия «Мастера психологии»). 2. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 563 | | |
Всего комментариев: 0 | |